Зимние каникулы на юге Италии (полупрактические заметки)

132 из 247 считают этот отзыв полезным

Время отдыха: январь 2010 - Автор: Rastu - Опубликовано: 11 January 2010
К поездке сподвигла давняя мечта увидеть Помпеи и остаться в живых. Все остальное было своего рода «приложением». По крайней мере, так казалось вначале.

«Приложение» первое – Неаполь Неаполь - это город-впечатление. Сначала впечатлил местный стиль вождения и парковки. Водитель автобуса, на котором мы ехали из аэропорта, не мог вписаться в нужный поворот из-за припаркованной машины. Он настойчиво посигналил, и из магазинчика вышла владелица авто. Я думала, она отъедет. Но не тут-то было. Она просто решила чуть отодвинуться. Вопрос был: куда? Свободного пространства было не больше 10 квадратных сантиметров.

Вокруг машины собрались несколько мужчин, и, эмоционально жестикулируя, наперебой давали девушке советы, в какую сторону крутить руль. Машины, в очереди за нашим автобусом вовсю сигналили. Водитель автобуса был невозмутим. Девушке удалось отодвинуться на 1 см, наш водитель на 1 см повернул. Потом 1 сантиметр назад, потом еще 1 вперед. И так несколько раз. Уффф, проехали. Как он не задел все остальные припаркованные машины, для меня так и осталось загадкой. Кстати, мне сказали, что в Италии страховка типа нашего ОСАГО обычно стоит 1 тыс. евро, но для Неаполя – 2 тысячи. И правда, помятые автомобили встречались на каждом шагу.

Благополучно добравшись до площади Гарибальди, мы сошли с автобуса и окунулись в атмосферу российского рынка 90-х. Грязь, уличные лотки с какими-то бессмысленными товарами и торговцы, предлагающие наперебой мобильные телефоны и сигареты в полцены. Не знаю, какая жидкость ударила моему любимому в голову, но он соблазнился на дешевизну сигарет. Далее, сцена такая:

Неаполитанец: Какие тебе нужны сигареты? Кэмэл? Черт, они у меня не с собой. Мама (в сторону лотков за углом), принеси «Кэмэл». С тебя 20 евро.

Любимый (не выпуская денег из рук): А где сигареты?

Неаполитанец: Уже несут. Мама (опять в ту же сторону), ну где ты? Человек ждет! Ладно, давай деньги, я сейчас сам схожу.

Любимый: Нет, без сигарет денег не дам.

Неаполитанец: Ты что мне не вершишь? Вот смотри, я оставлю тебе полную сумку блоков сигарет! Я тебе верю. Ну, дай только половину денег тогда.

Тут вмешалась я, железным тоном объявив, что, во-первых, сначала сигареты, потом деньги, а во-вторых, у нас нет времени на ожидание мифической мамы с блоком «Кэмэл». Спорить со мной любимый не посмел, неаполитанец-же пытался меня как-то остановить, но против русских танков не попрешь!:-) Короче, граждане, курить вредно. Особенно в Неаполе, потому как там купленный блок сигарет с большой долей вероятности может оказаться набитым бумагой. Неаполитанцы – мастера обмана.

Чтобы добраться до гостиницы нам нужно было перейти 2 улицы. Это оказалось сложной задачей. Никто и не собирался нас пропускать. Подумаешь – пешеходный переход! Местный же народ на машины не обращал никакого внимания: они просто выходили на проезжую часть и, даже не торопясь, шли куда им надо. Так переходить улицу я научилась только к концу 2-го дня.

Оставив вещи в гостинице, мы выдвигаемся в город. Спрашиваем у портье, что бы он посоветовал посмотреть в первую очередь. Он посоветовал Кастел Нуово и объяснил на каком автобусе туда доехать. При этом, многозначительно глядя в глаза моему любимому, он произнес: «Это общественный транспорт, поэтому лучше, чтобы женщина сидела». Мы не поняли, где порылась собака, переспросили. Слово в слово он повторил то же самое и с тем же многозначительным видом. Понимающе помычав в ответ, любимый поблагодарил за совет. Я же так и осталась в неведении. А оказалось все очень просто. Портье позаботился о моей «пятой точке», да не будет она ущипнута в общественном транспорте:-).

Поскольку побродить по Неаполю нам удавалось только в вечернее время, основные достопримечательности города мы осмотрели только внешне и в ночном свете. Осталось, конечно, некое чувство неудовлетворения, но зато мы вдоволь нагулялись по узким улочкам и насладились видом выстиранного белья, свешивающегося чуть ли не из каждого окна, по широким претенциозным торговым улицам, наелись знаменитой неаполитанской пиццы.

О пицце. Гуляя, мы видели 2 пиццерии, где народ томился на улице в ожидании своей очереди на вход. И не маленькие толпы, я вам скажу. Предположив, что именно там готовят ту самую настоящую неаполитанскую пиццу, запомнили названия – Sorbillo и Da Michele. У последней народу было особенно много. Почитали в интернете, оказалось, точно так и есть. Для посещения Sorbillo нужно заранее бронировать время, для Da Michele – нет, приходишь и стоишь в очереди. В Da Michele нам-таки удалось поесть.

Время было дневное, очереди не было, но и свободных столиков было раз, два и обчелся. Пицца и правда очень вкусная. Интерьер – как в столовке. Но, собственного говоря, это место для еды, не для проведения времени. Поэтому, гостей заранее предупреждают: уважайте других, поели – уходите, не задерживайте следующих желающих. Кстати, после поедания в 4 часа дня по пицце нормального размера (а предлагается еще Маргарита средняя и Маринара средняя и большая) ужинать нам в тот день так и не захотелось.

Говоря о еде, вспомнилось, что практически во всех ресторанах внизу меню приписка: за обслуживание столько-то процентов. Максимум, что мы встречали – 15. В Da Michele за обслуживание не берут, о чем сообщается на нескольких языках в меню. Прикольно, фраза «Обслуживание бесплатное, чаевые – по желанию» на русском там звучит так: «Обслуживайте свободно, конец к удовольствию»:-).

Продолжая тему питания, скажу, что завтрак в нашем отеле был отвратительным. Но это оказалось к лучшему. Неудовлетворенные, мы зашли в первый же попавшийся бар и позавтракали заново. И с этого момента, только так и завтракали: каппучино и сфольятелла (булочка с творогом внутри). Мммм, конец опять был к удовольствию:-).

6 января в Италии праздник – день Богоявления. Вечером из номера гостиницы слышим звуки фейерверка. Из окна ничего не видно, а выходить уже сил нет. Но через 15 минут, заинтрегованные, все-таки идем на улицу. От нашей гостиницы не видно ни черта, только отблески в окнах последних этажей домов. Спрашиваем у того самого заботливого портье, как далеко салют. Он делает удивленные глаза – парень не в курсе. Да и вообще, сообщает он нам, в Неаполе фейерверк имеет двойное значение: иногда мафия так сообщает, что прибыли наркотики. Ну да, конечно, 25 минут салюта – это ж какая должна быть партия!

Практическое отступление – Artecard Однозначно выгодно. Мы купили «Tutta la Regione» на 3 дня за 27 евро. Она включает в себя как достопримечательности Неаполя, так и за его пределами. То есть, в прилагаемой к карте книжке указан большой список достопримечательностей. Первые два объекта из него посещаются бесплатно (первые два по выбору, не по списку). В кассе на входе по карте вам выдадут билет стоимостью 0 евро.

Остальные достопримечательности из списка посещаются с 50% скидкой. Кроме того, все время действия карты вы пользуетесь всеми видами общественного транспорта Неаполя, побережья и на островах Искья и Прочида бесплатно. При первом использовании транспорта, вы компостируете карту, и далее просто по ней проходите в метро, на фуникулер, ездите в поездах и автобусах. Кстати, билеты в транспорте в Неаполе проверяют (!). За три дня мы дважды встречали контроль.

Наша карта окупилась за 2 поездки – Помпеи и Казерта. Не знаю почему, но и 3-м месте – Кастелло д’Эльмо – нам выдали бесплатный билет. Правда, мы туда пришли за полчаса до закрытия, и то ли девушка-кассир уже устала работать, то ли была слишком увлечена чатом в интернете. Но факт остается фактом. В итоге, с Artecard мы сэкономили по 15 евро каждый.

И еще, в киоске Artecard я так, на всякий случай спросила, прилагается ли карта Неаполя. Нам тут же выдали карту и очень полезную книжечку о Неаполе, где есть, в том числе, расписание движения поездов, автобусов и катеров в пригород.

Помпеи Описывать Помпеи не буду. Для этого есть путеводители. И историю эту знает каждый. С собой хорошо иметь карту, которую вместе с путеводителем можно купить по пути от станции до входа в комплекс. Просят 7 евро, тут же сбавляют до 6. За 5 продавать отказываются. В процессе хождения по улочкам мы тут и там имели возможность пристроиться к экскурсионным группам и послушать рассказ гида, и это действительно интересно, поскольку какие-то детали помпейской жизни узнаешь только так. Но долго с одной экскурсией ходить неудобно, через какое-то время гиды начинают неодобрительно коситься. Пожалели, что не купили аудиогид.

Кстати, советую иметь с собой что-нибудь поесть и попить. Энергии в Помпеях тратится много, а точек питания нет.

За 4 часа мы осмотрели весь город, пропустили случайно только одну виллу. Но поскольку мы закончили осмотр у Амфитеатра, а пропущенная вилла была на другом конце города, на подвиг вернуться мы уже не решились. Порядком уставшие, мы побрели к выходу в современные Помпеи. И в этом месте: внимание! Карта, прилагаемая к путеводителю, нагло лжет. Согласно ей выход находится между Амфитеатром и Большой палестрой. А на самом деле его там нет. То есть, он есть, я его даже видела оттуда, но он не там.

Мы раза четыре нарезали круги вокруг Амфитеатра, мне кажется, рабочие, реставрировавшие Палестру, начали узнавать нас в лицо. А выход так и не находился. Наконец, в очередной раз взобравшись на холм, где по карте значится выход, и посмотрев в тоске как люди вдали входят и выходят, меня вдруг осенило: Некрополь! Догадка оказалась правильной. Чтобы выйти в город нужно зайти в Некрополь и повернуть налево.

Современные Помпеи начинаются сразу за выходом. Рядом находятся две кафешки, где можно недорого поесть: они предлагают туристическое меню за 8-10 евро. Мы разочарованными не остались. По дороге к станции зашли в собор, и это было зрелище, я вам скажу! Снаружи ничего особенного, но внутри очень богато украшен. Плюс ко всему мы зашли за 10 минут до начала мессы, на которую в тот день приехал какой-то важный кардинал из Ватикана. Когда месса началась и зазвучал орган... мурашки по коже!

«Приложение» второе – дворец Казерты Поехали туда на автобусе, который, кстати, посетили контролеры. Выехали поздно, и я очень переживала, что времени ни на что не хватит. Зимой дворец работает только до 14.30, последний вход – за час до закрытия. Мы приехали в 12 и все успели: и дворец осмотреть и до последнего фонтана пешком дойти. Не скажу, что у меня остались сильные впечатления. Я бы лично с бОльшим удовольствием провела этот день в Неаполе. Так что Казерта была действительно «приложением». Любопытно, не более того.

«Приложение» третье – Амальфийское побережье Вторая часть отпуска была посвящена Амальфийскому побережью. Решив остановиться в самом его сердце – Амальфи – выдвигаемся на электричке до Сорренто. Чем ближе подъезжаем, тем больше я начинаю сходить с ума: деревья в садах вдоль полотна сплошь усыпаны апельсинами и лимонами. Иногда они растут так близко, что кажется, вытяни руку из окна электрички – и апельсин твой. В Сорренто на платформе нас встречают цветущие кусты и цикламены. Мамма мия, а в родном городе сейчас -20 и сугробы по полметра!

Далее ехать автобусом. В ожидании последнего я от нечего делать вгляделась в расписание... шок... от Сорренто до Амальфи – 1 час 40 минут. И все это время автобус со скоростью 30 км в час едет по серпантину. Так что если вас когда-нибудь где-нибудь хотя бы даже слегка укачивало, мой совет – запаситесь таблетками. Через полчаса такой езды мой любимый, не замеченный ранее в подобной слабости, посерел и, стиснув зубы, сказал: «Сходим» - «Но мы еще не приехали» - «Я сказал сходим, прямо сейчас». И мы сошли.

К счастью:-), приступ нестерпимой тошноты посетил его точно в Позитано, который был в программе. Когда любимый продышался, мы зашли в бар у остановки, и, съев-таки по куску пиццы, договорились с хозяином оставить на время чемоданы. А дальше – вниз, в город. Что могу сказать? Красиво. Живописные виды. Узкие улочки. Дети, играющие в футбол на пляже. Собаки с банданами на шее вместо ошейников. Традиционное белье, свешивающееся с балконов. Интересно, почему в этих местах оно совершенно не портит вид? Со спуском к морю и подъемом назад на остановку ушло неторопливых 3 часа. Вторую часть пути (16 км – 50 минут) преодолели без эксцессов, спасибо фармацевтам и их спасительным таблеткам.

До Амальфи мы добрались уже в темноте. Собственно говоря, в городе одна главная улица, все остальное – череда узеньких проулков, разбегающихся вверх и вниз. Побродить по ним довольно занимательно. Часть улочек пробита прямо в скале. Идешь, как в туннеле, под крышей, и конечная точка непредсказуема. Впечатляет собор.

Вот так бродя, мы поизучали цены в местных точках питания и остановили свой выбор на ресторанчике со средними ценами «Ал Театро». И не ошиблись. Ммм... от воспоминания об этих мидиях в томатном соусе у меня опять начинается слюновыделение. Не знаю, была ли я первой, вернувшей тарелку практически девственно чистой:-).

На Капри нам попасть не удалось. Оказалось, зимой катера туда ходят только из Сорренто. Что делать? Решаем поехать в Равелло. Уверена, что городок этот в высшей степени достоин посещения, но... только в солнечный день. Мы же отправились туда в дождь. В результате «насладились» сыростью, лужами, туманом, полным отсутствием видимости и расписанием автобусов. Если поедете туда, проверьте заранее время обратного рейса. Решив уехать, мы пришли на остановку за 10 минут до автобуса, прождали 30, после чего, изучив повнимательнее расписание, с удивлением обнаружили, что покинуть этот город мы сможем только через 2 часа. В расписании много автобусов, но одни ходят только до ближайшего городка, другие (и это бОльшая часть) - только по выходным и праздникам.

Мне, честно говоря, откровенно жаль, что погода нас так подвела в последний день отпуска, потому как у меня осталось ощущение, что Равелло интереснее, чем Амальфи и Позитано вместе взятые.

Несколько слов о билетах на транспорт. Обычно билет стоит 2 евро и действует 2 часа. Но можно купить билет за 6 евро на 24 часа. Выгодно, если планируется более, чем 3 поездки. Мы по билету за 6 евро съездили в Равелло и его же использовали на следующий день, чтобы вернуться в Неаполь.

Возвращались в этот раз через Салерно. Путь этот короче: только час автобусом и около 50 минут поездом. Затем - аэропорт Неаполя. И на этом отпуск, к сожалению, закончился. Но послевкусие, думаю, будет скрашивать дни еще долго.