Городские прогулки. Пятницкая и 2 Ордынки


124 из 253 считают этот отзыв полезным

Время отдыха: март 2010 - Автор: galishnikova tatiana - Опубликовано: 27 March 2010
Зима в этом году выдалась долгая и холодная. На дворе середина марта, снег постепенно оседает и чернеет, и вот уже воздух пахнет весной, дни становятся длиннее, и хочется побродить по старым московским улочкам-переулам.

Давно собиралась съездить на Ордынку, а толчком мне послужила книга Л. Колодина «Хождение в Москву». Толстая и солидная, читала я ее, можно сказать, взахлеб, как будто детектив какой.

За всю свою некороткую жизнь эту улицу я даже не проходила, а просто переходила два раза, когда ездила в Третьяковку, в первый мой приезд в Москву и лет 15 назад, когда открыли ее после долго ремонта. Билеты распространяли по предприятиям.

Да, еще в театре была, в филиале Малого, в самом конце Ордынки у М Добрынинская.

Давали тогда «Феликса Круля» с С. Безруковым, как раз на пике его популярности. Видимо, слава его была так велика, что актер начинал спектакль полуголым, настолько был уверен в своей неотразимости. 13-летняя дочь подруги даже рот открыла от такой откровенности, так и просидела весь первый акт.

И ни о какой Нинке я никогда не слыхивала и песни такой, довольно разухабистой, тоже.

Но Замоскворечье мне знакомо, раньше наше управление находилось в этом районе.

По Пятницкой я не раз хаживала, и по Новокузнецкой, и на «Аннушке» ездила по узким замоскворецким улочкам, и через Овчинники, по мостику над каналом выходила к Садовникам.

Удивительное дело, всякий раз, оказываясь в центре Москвы, я удивляюсь, почему же раньше не замечались эти доходные дома, купеческие особняки и усадьбы, старинные церкви. Неужели в моей молодости они были такие серые, безликие и заброшенные, что даже взгляд на них не останавливался? Не знаю, мне кажется, это приходит позже, в более осознанном возрасте.

Прогулка моя началась от М Новокузнецкая. Что очень удобно, можно пройти по Пятницкой, выйти к Б. Ордынке, пройтись по ней не спеша до конца и с другой стороны Пятницкой вновь выйти к метро. Полянку и Якиманку я оставила на следующий раз.

НАЧАЛО ПЯТНИЦКОЙ

Вот как раз на месте наземного вестибюля «Новокузнецкой» находилась церковь Параскевы Пятницы, в честь которой и была названа Пятницкая улица. Параскева считалась покровительницей купцов. Радовала она Замоскворечье со времен Ивана Грозного. Память о великомученице, жившей в IV в., пронесена сквозь столетия православия, сохранена в народном календаре в пословицах и поговорках. К примеру, Параскева Пятница хрестовым страстям причастница, Семь пятниц на неделе.

Церковь не раз перестраивали, не жалея средств. По всей Москве храм славился своим чудесным резным иконостасом и писаными ликами святых, ризница и утварь храма были особенно хороши.

Храм и колокольню разрушили в 1934г. А я никогда об этом не слышала, не читала и даже не подозревала, на каком месте построена Новокузнецкая.

Я иду по направлению к набережной. Слева и справа выстроился ряд небольших 2-х этажных домов. Наверное, мало где в Москве остались вот такие уголки, вызывающие ностальгию по прежним временам.

Фасадные здания Пятницкой улицы в большинстве своем существовали еще до революции. Городские усадьбы XVIII-XIX в, доходные, жилые дома (палаты), торговые дома.

В старом доме № 2 жили братья Грабари. На углу этого дома долгое время располагался один из первых кинотеатров Замоскворечья «Пятницкий», а потом «Заря».

Дом № 6 – городская усадьба Еремеевых. Здесь жил известный поэт-песенник В. Лебедев-Кумач

Дом № 10 – «Пятницкое подворье» в основе жилой дом (палаты) XVIII в.

В доме № 12 – «доме-крошке в 3 окошка» постройки 1798-1845г. г. - расположился филиал музея Л. Толстого. Это единственный классик русской литературы, у которого в Москве три музея: усадьба в Хамовниках, особняк на Пречистенке, и здесь – в домике на Пятницкой.

В этом домике писатель жил, выйдя в отставку после участия в обороне Севастополя. Писал повесть «Казаки», рассказы, письма, а после полудня окунался в светскую жизнь, ходил на званые обеды в купеческие собрания, в театры Большой и Малый, проводил время в Английском клубе.

Дом № 9/28 - доходный дом (арх. Нирнзее 1902г.).

Дом № 13 – бывший торговый дом Гальперина, построенный Шехтелем в 1908г. - аскетичный «дом-ящик в зеленой керамической плитке.

Дом № 18 с величественной колоннадой построен в 1818г. для горнозаводчика Демидова.

Пятницкая улица – шумная, торговая и многолюдная, сказывается наличие двух станций метро. Помню, здесь было много разных закусочных, рюмочных, пельменных. Кондитерских, рыбных, булошных. Магазинов мехов, обуви, галантереи. А меня всегда удивлял магазин с названием «Корсеты и белье на заказ».

И был маленький и уютный Пятницкий рынок, куда мы бегали за вкусными солеными огурцами, 3 штуки на 15 копеек. А сейчас старый рынок превратился в крытый стеклянный павильон.

А еще мы любили заходить в румынский магазин «Букур» и покупать недорогое вкусное вино в красивых бутылках.

Раньше в Москве много было таких «заграничных» магазинов. Лейпциг, Власта, Ядран, Ванда, Будапешт, Бухарест. В этих содружественных нам торговых центрах можно было простому советскому гражданину купить что-нибудь импортное.

О СМИРНОВЕ – ВОДОЧНОМ КОРОЛЕ

Дом № 1, как будто сошел со старинной открытки – Торговый Дом потомков Поставщика двора его Императорского величества. На втором этаже этого дома живет наследник «водочного короля», богатейшего в России человека П. Смирнова.

В статье «Слава рода Смирновых», вот, что я узнала:

«В середине 19 в. построил его купец по фамилии Морковкин, 3-х этажный дом купил купец 3-ей гильдии П. Смирнов.

Дом был просторный, с обширным двором и пристройками, с глубоким сводчатым подвалом, в которых можно было выдерживать бочки с вином и держать ренсковый погреб (от искаженного названия Рейнских вин).

Смирнов мечтал наладить выпуск настоящей качественной водки, а не дешевой сивухи, которую пили в кабаках и трактирах

В 1873г. он решил послать свои напитки на международную промышленную выставку в Вену и получил диплом и медали участника выставки. С того времени и началось триумфальное шествие смирновской водки по Старому и Новому свету.

В 1886г. последовало награждение Петра Арсеньевича Смирнова орденом Станислава III степени, который давал право на потомственное почетное гражданство, а вслед за ним долгожданное звание. Царь самолично пожелал, чтобы Смирнов стал поставщиком, что в бумагах и отметил статс-секретарь Петров: «Московскому купцу Петру Смирнову Всемилостивейше пожаловано звание Поставщика Высочайшего Двора».

Вскоре последовал и третий Государственный герб – как подтверждение высокого звания Поставщика царя.

Можжевельник с Севера, травы из Подмосковья, клюква с Валдая, рябина из-под Суздаля – это и было воплощением девиза «Давать лучшее». И это было основой того потрясающего разнообразия, каким поражал ассортимент напитков завода П. А. Смирнова – от «Мараскино» до «Вишневой водки», от «Финь-Шампань» до «Нежинской рябины», от любимого народом столового вина №21 до ликера «Белая слива», обожаемого императрицей.

В 90-е годы ассортимент смирновского завода состоял из четырехсот с лишним названий. Как поэзия звучат имена ликеров – крем-мартиник двенадцати видов: флер д`оранж, шоколадный, мандарин, ореховый, мараскино, ванилевый, апельсинный, розовый, кофейный, чайный, анисовый, лимонный. Ягодные ликеры в графинах: вишневый, черносмородинный, малиновый, клубничный, малороссийская запеканка, поленичный, земляничный, княжевичный, рябиновый, малороссийская слива.

В 1918г. завод и дом у Чугунного моста стал «народным достоянием», но реально фирма «П. А. Смирнов» существование прекратила не при большевиках, а с первым указом Николая II о запрете крепких напитков. Долголетнюю и вполне безуспешную борьбу с пьянством намеревались завершить одним ударом.

По американской версии сын Петра Владимир, который в те годы жил в Ницце, продал права на всемирно известную фирму «П. А. Смирнов» Р. Каннету, американскому подданному, выходцу из России. Это событие и послужило отправной точкой рождения фирмы «Smirnoff», которая стала выпускать русскую смирновскую водку, от которой – без мытищинской воды, без смирновской технологии, без рецептов П. Смирнова – можно сказать, осталось одно название. Однако дело пошло. Авторитет имени Смирнова в Америке был настолько велик, что люди, не задумываясь о подлинности предмета, покупали бутылки «белого виски».

Праправнук Б. Смирнов решил возродить славу смирновской фамилии и производство водок, наливок, ликеров по дедовским рецептам.

Большой удачей для него стал день, когда вдова его прадеда передала ему старинную коробочку с рецептами изготовления знаменитых водок, которые она хранила всю жизнь.

287 рецептов. Вот «Спотыкач»: настойка чернослива, спирт, вишневая и миндальная эссенции, настой ванили, сироп. Цвет получается вишневый с коричневым оттенком. Вот «Малиновка», «Лимонная», «Хинная», «Померанцевая», «Аллаш русский». Наконец, всемирно известное хлебное вино № 21 – здесь все дело в очистке хорошо прожженным углем».

Дом на углу Пятницкой стал символом водки П. А. СмирновЪ на ее этикетке.

Сейчас, как и при П. Смирнове, здесь находится Торговый дом и роскошный магазин, где продаются лучшие напитки по рецептам знаменитого заводчика. А еще ресторан с шоколадно-ореховым названием Грильяж.

До сих пор ломаю голову, не в этом ли доме находился трактир, когда снимался нашумевший фильм «Трактир на Пятницкой». Но уверена, сцены с Пашкой-Америкой, на базаре, снимались именно на Пятницком рынке.

С этой точки открывается великолепная перспектива с видом на Красную площадь и многоцветные маковки Василия Блаженного. Слева вздымается золотой купол Ивана Великого – краси-и-иво!

Всем, кто приезжает в Москву и стремящимся в первую очередь оказаться на Красной площади, можно вполне дотопать сюда пешком, минут 15-20 потратите и окажетесь в заповедном районе старой, патриархальной Москвы.

БАЛЧУГ

За Чугунным мостом начинается маленькая узкая улочка с необычным названием Балчуг.

Это испорченное татарское слово «балчык», т. е. «глина, грязь, болото». Здесь после наводнений долго не просыхала земля. Почва здесь была глинистой, вязкой, место топким. Улица Балчуг находится на месте древнего московского урочища Болото – часть поймы низкого берега реки Москва – настоящее болото, что было связано и с частыми наводнениями после сильных дождей и весенних паводков, вот в 1786г. и был создан из речной старицы Водоотводный канал, который и привел к осушению местности. Специальный канал полностью оправдал свое имя – водоотвод достигает в длину 4 км.

Неспроста, наверное, близлежащие улица, набережная, площадь называются Болотными.

В 1552г. Иван Грозный открыл здесь первый московский кабак для опричников, позднее Балчуг стал бойким место торговли. Обилие лавок, амбаров и лабазов отличало улицу до самой революции

А сейчас презентабельный отель Балчуг Кемпински занимает добрую половину улочки, длина которой 250 метров. Раньше это была гостиница Бухарест, еще раньше общежитие МИДа, а еще раньше гостиница Новомосковская, построенная в 1898г.

Реконструкция здания началась в 1989г., на которую потребовалось 3 года и 85 миллионов долларов, зато столица пополнилась еще одним роскошным 5* отелем.

Да, за открывающиеся виды из окон на Кремль, Красную площадь и собор Василия Блаженного приходится дорого платить. Эта величественная панорама все так же прекрасна, как и 100 с лишним лет назад, когда многие известные русские художники, в том числе И. Крамской и А. Васнецов, снимали студии в этом доме.

По левой стороне Балчуга разные мелкие строения, на некоторых видны арки – непременная принадлежность старых торговых рядов. Построены они в большинстве своем после пожара 1812г. когда сгоревшие деревянные лавки заменили каменными. Я помню, раньше здесь располагались маленькие магазинчики хозяйственных товаров, «Свет», «Табак», они были не такие нарядные, как этот розовый домик в 2,5 этажа - цветочный магазин под № 5 похожий на шкатулку.

Есть еще одна особенность у Балчуга, своего рода рекорд: синоптики установили, что это самое теплое место в столице. Зимняя температура воздуха здесь на несколько градусов превышает среднюю московскую.

СОЛОВЕЦКОЕ ПОДВОРЬЕ

От Балчуга начинается Садовническая улица, до 1701. вдоль нее располагалась слобода садовников, обслуживающих Государев сад. В 1939г. улице торжественно присвоили имя прославленной летчицы П. Осипенко.

Отсюда хорошо видна церковь Св. Георгия, построенная в1653г. она яркая и праздничная, увенчанная пятиглавием на горке кокошников. Рядом невысокая аккуратненькая колокольня. Во дворе церкви сруб с 10-метровым деревянным «поклонным» резным крестом. Сруб наполнен камнями, они привезены с Соловецких островов.

Церковь была закрыта в 1935г. и возрождена в 1992г., кода в Москве было учреждено Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Указом Святейшего Патриарха Алексия II. Соловецкое подворье официально существует в трех городах – в Архангельске, Москве и Кеми.

Монастырю был передан древний московский храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове.

Наименование «в Ендове» связано, вероятнее всего, с особенностями местности: от прежнего русла реки остались ложбины, «ендовы».

Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма.

Главная святыня храма - икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей.

Особо чтимыми являются иконы Божией Матери “Державная” и “Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей.

Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона.

Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май – в храме Московского подворья.

Потому, наверное, так много прихожан в Георгиевском храме.

Сколько раз я ходила по этой улице, а видела только одиноко торчащую за крышами домов колоколенку грязно-желтого цвета. Теперь эта церковь украшает всю местность вокруг.

Переполнившись новыми впечатлениями, я направилась к Б. Ордынке через Черниговский переулок.

ЧЕРНИГОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Самый, что ни на есть кривоколенный, длиной всего 216метов, а по насыщенности памятников схож с уникальной Варваркой.

Храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора, Храм усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором 1658г., городская усадьба XVIII-XIX в. с палатами XVII в, гимназия Косицина и доходный дом (арх. В. Шервуд 1906г.), странноприимный дом с колокольней Иоанна Предтечи 1758г. Дом при церкви 1895г. и мраморный иконостас храма 1896г. дело рук моего любимого архитектора Шехтеля.

Переулок меня поразил, восхитил и окрылил. Вместе с трапезными, палатами, витиеватой лепниной, решетками, оградами и храмовыми приделами Черниговский переулок это – редкой красоты ансамбль музея архитектуры под открытым небом.

В Глубине Черниговского переулка находится международный славянский центр письменности и культуры. В одном из флигелей неожиданно для себя обнаружила Музей Талькова.

А теперь вперед по Большой Ордынке!

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА

Название улицы говорит само за себя. Здесь проходила дорога в Золотую Орду, вдоль нее селились ордынцы – ханские послы.

Это единственная улица Белого города, сохранившая все свои 5 храмов! На Знаменке, Воздвиженке, Арбате, Пречистенке, Тверской не осталось ни одной церкви.

И все 5 храмов возникли в седой древности. Кроме храмов здесь сохранилось много старинных зданий. В основном это купеческие палаты и особняки. Прежде чем построить новый дом, купцы обращались к признанным архитекторам, стараясь перещеголять друг друга.

Часто, в публицистических передачах я слышала, как Баталов рассказывал о своем детстве в доме на Б. Ордынке, о знакомстве с А. Ахматовой. И мне было очень любопытно посмотреть на этот знаменитый дом.

В основе надстроенного дома № 17 усадьба принадлежала дворянину Куманину, наследнику богатого купеческого рода. От бывшего владельца осталась высокая ограда с кованой решеткой.

Здесь встретились два божественных голоса поэзии, две современницы в самый канун войны, говорят, то была одна-единственная их встреча. Ахматова постоянно жила в Ленинграде и наезжала в Москву по литературным и разным житейским делам, останавливаясь непременно у писателя В. Ардова женатого на гимназической подруге Ахматовой. И когда в очередной приезд ленинградской гостье сказали, что Цветаева ищет встречи с ней, поэтесса позвонила сама и назвала адрес встречи.

Во дворе дома установлен памятник Ахматовой.

Здесь какое-то время жил Достоевский в квартире человек по имени Рогожин. Именно этот дом стал прототипом рогожинского дома в романе «Идиот».

Улица начинается сквером, разбитым на месте снесенных домов, далее располагаются высокие и серые доходные дома и как-то нелепо выглядит на их фоне название ресторана «Лос Бандидос». Если уж хотелось оригинальности, то придумали, хотя б, название, созвучное духу времени.

Разбойник, например, или Бродяга какой-нибудь.

А с правой стороны стоят маленькие, с виду ничем не примечательные домики, но они вызывают уважение, в основе своей это строения XVII века, жилища кадашевских ткачей.

Таких двухэтажных коробочек встречаешь не мало на своем пути, они отреставрированы и радуют взгляд.

На месте дома № 20 в XV-XVI в. был деревянный Преображенский храм. В 1683 г. он стал каменным, а в 1783 г. купец А. Долгов заказал проект новой церкви своему родственнику В. Баженову. Вначале разобрали старую трапезную и колокольню, на месте которых к 1791 г. встали баженовские постройки. Затем строительство прекратилось и началось вновь уже после смерти Баженова по проекту О. Бове. Так два выдающихся мастера оказались творцами одной церкви «Всех скорбящих радость». Чудотоворная икона с таким названием известна чудесным исцелением.

Церковь монументальная и в то же время нарядная, теплого охряного цвета. Ротонда церкви соединяется с ротондой колокольни объемом трапезной со скругленными углам, и представляют собой единый архитектурный ансамбль. Это прекрасный, чудом уцелевший памятник храмового убранства эпохи классицизма.

В 30-х годах, храм закрыли, но передали, к счастью, не заводу, а Третьяковской галерее под запасник.

Поэтому сегодня, войдя под высокие расписанные художниками стены и своды, видишь храм во всем великолепии, каким его создали 200 лет назад. Славится своим искусством церковный местный хор. Ежегодно в день кончины Чайковского здесь поют Литургию, в день смерти Рахманинова исполняют Всенощную, написанные великими композиторами. Мне бы хотелось приезжать сюда почаще.

За церковью я обнаружила замечательный домик, почти вросший в землю. Ое небольшой, с боковой террасой и с гербом на крыше. Его тоже реставрируют и это тоже радует.

Ну, конечно же, я не поленилась на 2-ом Казачьем переулке отыскать Римский Дом – жилой дом класса А, который называют самым красивым домом в Москве наряду с Помпейским в Филипповском переулке. Дом этот совсем меня не впечатлил, тяжеловесный, мрачного серого цвета с каменным двором-колодцем. По середине этого колодца а-ля «Коринфские развалины» - якобы, маленький кусочек императорского Рима в самом сердце российской столицы. На мой непрофессиональный взгляд никакие изящные балконы, панорамные окна-эркеры не придадут этому дому красоты и уж, никак этот дом не является украшением улицы и, вряд ли, придает ей аристократический вид.

Намного больше мне понравился деревянный чудесный особняк в 1-Казачьем переулке, стоящий во дворе школы, когда-то окруженный плодовым садом и двором с хозяйственными постройками. Рядом, в доме № 8 в жила год М. Цветаева. Здесь родилась ее дочь Аля, Ариадна.

Самое смешное, Казачьи переулки раньше назывались Тупой и Глухой, потому, что были тупиковыми.

В XVII в. здесь жили казаки – выходцы с Украины и других южных земель.

Голубой деревянный особняк под № 5 в Погорельском переулке (сейчас в нем размещается СМУ, удивительно, как не сломали!), домик под № 10 в Щетининском переулке, где располагается музей В. Тропинина. К сожалению, он закрыт на ремонт.

Этот дом унаследовал Ф. Вишневский, известный московским коллекционерам. Ему отец подарил в 1918г. портрет В. Тропинина. Остальные 200 картин он собрал сам, находил, менял, покупал. С невероятными трудностями ему удалось подарить свое бесценное собрание родному государству вместе с особняком. Так, в XX веке советский служащий с зарплатой 100 рублей повторил подвиг П. Третьякова, ворочавшего в XIX веке миллионами.

Музей планировали открыть к юбилею Тропинина в 2005г. На дворе 2010 год, музей на замке.

На углу Иверского переулка и Большой Ордынки (дом №39) еще один храм – Иверской Иконы Божьей Матери, построенный в 1791г. А через несколько домов -

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ (дом № 34а). Возвела его Е. Ф. Романова после гибели мужа – губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича, убитого эсеровскими боевиками в 1905г. Главный храм княгиня заказала А. Щусеву. Будущий автор Мавзолея начинал с церкви, в том стиле, в каком русские зодчие строили в Новгороде и Пскове. В саду обители вырос в Замоскворечье необычный храм под массивным куполом. Стены и своды расписывал М. Нестеров, создавший большую композицию «Русь, идущая навстречу Христу» и другие фрески.

Вот отсюда и увезли Елизавету латышские стрелки. Уехать в тяжкий год из России она не пожелала, как ни старались посланцы Кайзера Вильгельма, не забывавшего Эллу – внучку английской королевы Виктории. Ее вместе с князьями Романовыми сбросили в шахту, забросав братскую могилу гранатами.

Княгиня желала, чтобы ее похоронили в Иерусалиме. Там она и погребена в русском монастыре, причисленная к лику святых.

Обитель эта – удивительно благодатное место, здесь обязательно надо побывать.

НЕМНОГО О ШЕХТЕЛЕ

Дом № 32 с башней под куполом тоже строил Шехтель. Рассмотреть его за забором сложно, читала, что дом был заказан сыном купца, потомственного почетного гражданина Аршинова - геолога, он открыл там институт по исследованию горных пород.

А в доме № 41/24 – особняк Карповой XIX в. Отделкой интерьеров тоже занимался Шехтель.

Не счесть всех его сооружений, которые он подарил Москве. В архиве музея архитектуры на Водвиженке, д.5 сохранилось его предсмертное письмо, адресованное советскому правительству, где он просил принять все оставшиеся у него художественные ценности в обмен на пожизненную пенсию дочери-инвалиду.

Шехтель собирал картины, персидские миниатюры, гобелены. Он писал другу, что хотел бы передать их в музеи, спасти, а заодно и семью таким образом прокормить. Хотя многое передал безвозмездно, например, картины Врубеля, Маковского, Левитана. Редкие книги, личное кольцо с печаткой отнес в барахолку. За кольцо давали 6 рублей. Этих денег не хватало даже на тарелку каши. "Прошу Луначарского прислать мне верную дозу цианистого калия" - это фраза из того же письма. Перед смертью он тяжело болел, у него был рак желудка. Грустно это…

ДАЛЕЕ по Б. ОРДЫНКЕ

Москва в век Екатерины застраивалась по генеральному плану, присланному из С. Петербурга. Палаты уступали место домам европейского типа. Царица не обошла своим внимание и Замоскворечье.

После коронации в Москве в память о воцарении на престол она заказала лучшему московскому архитектору К. Бланку храм Екатерины.

Многие женщины в Европе носят имя св. мученицы Екатерины. Среди современниц она славилась красотой, ученостью и мудростью. Девушка отвергла притязания императора-язычника и была казнена. На Руси роженицы и матери молятся святой о здравии детей. Немецкая принцесса София-Фредерика-Амалия приняла в России имя Екатерины, в ее честь и воздвигла новый храм. Бланк построил ее в стиле позднего барокко. Если бы не луковица с крестом, взлетевшая над куполом с ротондой, она была бы полностью похожа на павильон, которые украшали парки С. Петербурга.

Иконы для церкви написал придворный художник Левицкий. Им создана целая галерея портретов воспитанниц Смольного института. Благодаря Левицкому, мы знаем, как выглядели русские красавицы в XVIII в.

Чем ближе к людной Серпуховской площади, тем новее и богаче дома, изысканней отделка: земля здесь стоила дороже, и купить ее могли только люди с большим достатком, вроде «табачного короля» Викторсона (дом № 66, посольство Мавритании). Или фабриканта Ижболдина, построившего доходный дом для сдачи внаем и особняк для себя (дома № 68-70, посольство Киргизии).

В доме 70 – посольство Кении, в доме № 72 – посольство Аргентины, в доме № 46 – посольство Израиля.

По моему личному мнению, посольские дома на Поварской и Б. Никитской выглядят намного ярче и, если можно так выразиться, модерновей.

Длинным двухэтажным домом, выходящим и на Серпуховскую площадь и на Б. Полянку, владела дочь крупнейшего торговца фармацевтическими товарами Феррейна; фирма открыла здесь аптеку, существующую до сих пор. Эта аптека вместе с аптекой № 1 на Никольской улице (бывшая 25-го октября) в советское время считались одними из лучших в Москве.

В доме № 67, в предпоследнем на Б. Ордынке находится филиал Малого театра - бывший Кино-палас один из первых московских синематографов, до революции перестроенный в театр на 1000 мест. В 20-е годы здесь выступал мало кому известный Ледя Вайсбейн. В Москве он исполнял с триумфом блатные песни, имитировал уличный джаз-оркестр Одессы. Позднее у него появился собственный джаз-оркестр, позднее его все увидели и полюбили в «Веселых Ребятах». Л. Утесов первый, под аккомпанемент оркестра, не имея голоса, запел сердцем. Этот безголосый веселый певец в довоенные годы стал таким же популярным, каким был до революции гениальный певец Шаляпин.

В кассе театра я купила билеты на спектакль по пьесе Чехова «Свадьба, свадьба, свадьба!..». Очень люблю эту пьесу, а особенно фильм, поставленный по ней.

Ведь совсем недавно, я была рядом с домом, где проходила свадьба, которую с таким юмором описал русский классик.

Рядом с театром в старинном особняке ресторан с непонятным названием Via.

Раньше на месте площади стояли Серпуховские ворота

В древности здесь проходила дорога из Великого Новгорода в Рязань, затем – дорога от Боровицких ворот Кремля к Серпуховским воротам, которые словно воронка, втягивали в себя Пятницкую, Б. Ордынку и Б. Полянку, направляя все три потока в единое русло Серпуховской дороги (Б. Серпуховская, Б. Тульская, Варшавское шоссе).

Так, что Пятницкая находится буквально в двух шагах, стоит только завернуть за угол.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЯТНИЦКОЙ

И сразу замечаешь огромное здание Типография Сытина - известного русского книгоиздателя, одна из крупнейших в Европе. Построена она по проекту архитектора Эрихсона и инженера Шухова в 1903г.

Здесь в свое время служил корректором С. Есенин, женившийся на А. Изрядновой, тоже корректоре типографии.

На небольшом пустыре между Монетчиковскими переулками разбили маленький сквер и оживили его колоритными деревянными фигурками дворника в белом фартуке с номерным знаком на груди и градоначальника, стоят они на фоне шлагбаума перед въездом в белокаменный город. Забавная стилизация!

Наверное, самый красивый дом на Пятницкой – дом № 64, его еще называют Дом со львами. Архитектор все тот же В. Шервуд -сын автора Исторического музея. В 1897г. его приобрела жена московского купца М. И. Рекк, принадлежавшая к семье известного московского предпринимателя немецкого происхождения.

Дом – настоящий дворец в стиле позднего модерна, насыщенный декоративными элементами, то ли, покрытый патиной, то ли покрашенный в зелено-черных тонах.

Сложное 2-х этажное сооружение пышных и затейливых форм не может не обратить внимания прохожих. Видела пару молодых людей, снимавших его на фото с разных ракурсов.

После революции здание занимало различные учреждении, в том числе и Замоскворецкий райком партии. И в нем даже бывал пролетарский вождь, об этом знаменательном событии напоминает мемориальная табличка.

Дом № 54 в стиле модерн с сине-зеленым майоликовым фронтоном с волнообразными аттиками (арх. Сурков 1912г.).

Дом № 51 Храм Троицы Живоначальной в Вешняках, с колоннадой, портиками, куполом-ротондой над храмом, с высокой колокольней (арх. А. Григорьев 1824-1826гг.).

Дом № 43 Дом графа Татищева

Дома № 30-40 - городские усадьбы 18-19 в и жилые дома 19в. сохранили дворы, обустроенные былыми конюшнями, сараями и амбарами. Такими домами владели богатые прижимистые купцы, здесь снимали квартиры бедные чиновники, сватали юных девушек, находя выгодную партию.

Дом № 31 – импозантное здание, бывший дворец богатых купцов Матвеевых, построенный в стиле классицизма в конце XVIII в. В 1830г его выкупила казна и превратила в Пятницкую Полицейская часть

А напротив него высится Храм Климента, папы Римского - крупнейший в Замоскворечье. Воздвигнут любимцем императрицы Елизаветы Бестужевым-Рюминым в память о ее восшествии на престол. Назвали так храм из-за того, что день коронации в Кремле 8 декабря был назначен как раз на день Климента – мученика I века.

Полагают, что храм строил итальянец Трезини. Столица Петра вечно обязана этой фамилии. Этот талантливый архитектор возвел Летний сад-дворец царя, собор Петропавловской крепости, оперный театр в Аничковом дворце.

С его именем связан в России завезенный им из Европы стиль рококо. В переводе на русский рококо означает «узор из камней и раковин». Это самый изощренный, самый изысканный, самый пышный, самый причудливый стиль. Крестник Петра первый строил церкви в новом для нас стиле, породнив его с допетровским пятиглавием. Что мы и видим в Замоскворечье на Пятницкой. С тех пор и стоит в Замоскворечье величественный, пятиглавый храм из камней и раковин, выполненный в парадном дворцовом стиле, настоящий дворец.

Кстати, «инвестором» выступил известный табачный и винный откупщик Кузьма Матвеев, живший по соседству.

Сейчас церковь на реставрации. Находится рядом со станцией метро Третьяковская, которая расположилась между двумя Ордынками – Большой и Малой.

Ну, если я прошла Большую Ордынку, то, как же не пройтись по Малой?

МАЛАЯ ОРДЫНКА

Узкая, старинная улица, но длинная, почти до Садового кольца. Прогуляться по ней одно удовольствие. Здесь удивительно сохранился дух старины, здесь нет ни одного высотного дома, в которых любили селиться работники партаппарата и представители богемы. Может, она была не такая престижная, как соседние?

Колорит улицы хорошо передают миниатюрные и изящные одно и двухэтажные домики с уютными садиками, кирпичные здания бывших училищ, богаделен, фабричных построек.

Единственный дом № 15 ввел меня в некоторое заблуждение, я решила, что этот роскошный, по всему видимо, недавно отреставрированный дом - очередное жилое здание класса А, но банальная табличка «ЗАО СУ-155» заставила меня усомниться, не приходилось еще видеть разные там СМУ, СУ, РСУ в таких шикарных апартаментах. Оказалось, что это один из самых крупных строительных холдингов в стране, и он может позволить себе представительство в элитном районе Москвы.

Дом № 9 – музей А. Островского. В этом особнячке родился в 1823г. русский писатель-«Колумб Замоскворечья». Это была съемная квартира.

Спустя два года после рождения сына Островский построил собственный дом на Пятницкой, который продал. 17 лет прожил писатель за Москвой- рекой, но где именно, никто не знает. А потом переехал к Яузским воротам на Волхонке.

Любопытно, что самое первое его произведение называлось «Очерки Замоскворецкого жителя». Именно он открыл зрителям, читателям этот купеческий район Москвы.

В недалеком прошлом этот домик в небольшой уютном дворике, уже покинутый жильцами коммунальных квартир, чуть было не снесли. Помешал вандализму сын племянника Островского. В его московской квартире хранилась мебель из красного дерева, которую сберег его отец. Книжный шкаф, буфет стулья, ломберный столик. И миниатюрный паровоз, служивший табакеркой. Табакерку выпиливал великий драматург - основатель первого русского общества союзов артистов и писателей.

Мебель из московской квартиры родственника великого писателя в конце концов перевезли на М. Ордынку, где и создан музей. Низ дома-музея каменный, верх деревянный – мезонин. Перед домом памятник-бюст писателю.

Напротив удивительно красивый храм св. Николая в Пыжах, над каменным подклетом, весь белоснежный, в кокошниках, с резной шатровой колокольней. Каменщики в кирпиче творили любые фигуры, как плотники из дерева. Это XVII век, типично московское строение. Название происходит от фамилии стрелецкого полковника Пыжова.

Дом № 25 - котельная при Паровой шоколадной фабрике Ивановых (арх. В. Шервуд 1909г.).

Дом № 29 - политехнический колледж с огромным лепным гербом пролетариата, пристроенным слева от входной двери – бывшая кондитерская фабрика Ивановых, впоследствии Рот-Фронт.

Дом №31- дом товарищества Учительского института 1912г., сейчас театр Луны

Дом № 35 - особняк и доходный дом Сотникова (1891г.)

Дом № 39 - доходный дом Дурилина (арх. В. Шервуд 1910г.)- серое готическое здание с большими эркерами, нишами и заморскими мелкими чудищами. " жтажа дома занимает магазин, торгующий люстрами.

На этом моя прогулка закончилась. Перешла по переходу к М Добрынинская и поехала домой. Я редко езжу на метро, а когда редко ездишь - отвыкаешь от него. Особенно, наверное, это касается тех, кто передвигается по Москве исключительно на машине.

Помню, муж удивлялся, говорил, забыл уже, что такое на метро ездить, так необычно все и интересно.

Вот и мне было интересно, озираюсь по сторонам и обращаю внимание, что станция открыта в 1950г., а наземный вестибюль украшен тремя панно, характерными для той эпохи. Ленин в окружении гербов союзных республик, парад советских войск на Красной площади, демонстрация трудящихся со знаменами и плакатами.

Вдоль эскалаторов лампы с рубиновыми звездами. Мне нравятся старые станции метро.

Это наша история, наша память, наша гордость.

А еще порадовалась, что турникеты заменили на более современные, по Кольцевой бегают новенькие поезда, а в вагонах информационные табло с бегущей строкой.

Кстати, до 1961г. станция метро Добрынинская называлась Серпуховской.

Прогулка моя длилась 4 часа, но я обязательно продолжу свои прогулки по дивному Замоскворечью, где можно бродить часами, заглядывая в старинные переулки и дворики, каждый раз открывая что-то новое и неожиданное.

Благодарю всех, у кого хватило желания прочитать до конца и прошу прощения за некоторые подробности. Хотелось донести самое интересное и важное, но конечно, тема старинных московских улиц необъятна и обо всем рассказать невозможно.

Хочу заметить, что в написании рассказа во многом помогла книга Л. Колодина.

Благодаря ему, Москву люблю еще больше.
Считаете ли вы этот отзыв полезным? Да Нет

Комментарии

Нет комментарий.

Оставить комментарий





Реклама
rusrek.com: City wide health rusrek.com: sunris - 1270-23 (718) 688-8705 rusrek.com: Korr Realty rusrek.com: Yuriy Prakhin
rusrek.com: HHAs rusrek.com: Эдуард Аминов rusrek.com: Fillmore Real Estate - 1342-04 rusrek.com: MBS Business Institute - 1223-72 - (718) 234-4000
Отзывы по Россия
Курорты
Типа отдыха
rusrek.com: NYU Langone Brooklyn Medical Associates - Bensonhurst - 1298-74 -  (718) 998-0100 rusrek.com: Требуются водители - (917) 533-9878
rusrek.com: Требуются водители - 1356-112 - 917-533-9878 rusrek.com: English language - 1301-93\n866 957-5210