Не нужен нам берег турецкий …

129 из 249 считают этот отзыв полезным

Время отдыха: январь 2010 - Автор: _Lola - Опубликовано: 04 February 2010
Путешествия повышают кругозор и снижают уровень дремучести (Георгий Александров)

Преамбула (от фр. préambule, от позднелат. praeambulus — идущий впереди)

Никто так не нуждается в отпуске, как человек, только что вернувшийся из него (Хаббард, Элберт) – только что закончились веселые новогодние праздники, и моя сущность никак не желает согласиться с тем, что самое лучшее, что может случиться в выходной день – это поход в кино.

Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя (А. Камю) – хорошо сказано и вовремя прочитано. Но, до отпуска еще очень далеко и, если уж и следовать этому афоризму, то путешествие надо начинать вечером в пятницу и заканчивать днем в воскресенье. Времени нехватат!!!!!!

Ну что ж. Настало время вспомнить высказывание «Не нужен нам берег турецкий…» и частично последовать ему. В Турцию меня никогда не тянуло, видимо слишком многие из моих знакомых там уже побывали, хотя зарекаться не буду – пути Господни неисповедимы и тяга к авантюрам (от фр. aventure — приключение) может занести куда угодно, хоть в Турцию.

Что касается второй части этого афоризма, то даже не буду произносить эти слова вслух. Не дай Бог, накаркаю и не смогу посетить своих родственников на берегу Гвинейского залива .

Итак:

Настало время оглянуться вокруг и обратить взоры на то, что находится почти под носом и никак не менее, а даже более интересно, чем развалины древних цивилизаций, особенно если при ближайшем рассмотрении оказывается, что дальние развалины не древнее ближних, очень хорошо сохранившихся российских.

Часть 1. Суздаль. Выбрать маршрут оказалось проще простого – Золотое кольцо. Живя в Москве, выезжать в ближайшие города с интересными достопримечательностями можно каждые выходные. Единственной проблемой представлялась ну уж очень низкая температура этой зимой. Но … чем черт не шутит, авось не замерзнем.

Пробным шаром назначили древний город Суздаль. Запаслись информацией о городе, нарытой в Интернете. Особенно помог сайт http://suzdal.org.ru/. Большое спасибо его создателям. Сайт о Суздале – это один из их проектов. Есть сайты и о других городах Золотого кольца. С собой взяли распечатанные с сайта: карту города, информацию по основным достопримечательностям.

Наше семейство решило начать путешествие в 7 утра. Учитывая нашу способность собираться – надо было назначить выезд несколько пораньше. А так – выехали только в 7 – 45.

Дорога до Суздаля – самая простая. Горьковское шоссе до Владимира, там эта дорога под непонятным номером М7 раздваивается, обтекая город с двух сторон. Щит радостно сообщает – поедешь налево, скоро будешь на месте. Мы, конечно же, взяли правее и немного проехали по Владимиру. Заблудились, еле выехали. Карты Google в моем мобильнике принципиально отказывались показывать улицы города даже при наличии в нем GPS. В общем, ориентируясь по Солнцу, опять выехали на нужную нам дорогу и почесали к Суздалю.

Въезд в город. Маленький мостик через ров встречает гостеприимной вывеской «Мост в аварийном состоянии!». Причем с другой стороны этой вывески нет. Выдвигаю предположение, что жители города несколько подустали от туристов и пытаются отсеять хоть какую-нибудь малую часть зевак.

А дальше….

За мостом мы попали в сказку. Очень красивую, снежную, морозную сказку. Поначалу думалось, что красивые домики, стоящие вдоль улицы – очередной вариант потемкинской деревни, и стоит попасть на дальние улочки, чтобы увидеть настоящую непрезентабельную жизнь российской провинции. Однако, когда мы заблудились уже здесь и проехались по этим дальним улочкам, сказка почему-то не закончилась, красота никуда не делась.

Первой остановкой были Торговые ряды. Не само здание Торговых рядов нас заинтересовало. Нет. Публика на площади перед ними. Мороз – 25. Идет почти бойкая торговля всякой всячиной в виде медовухи, варежек и носков, деревянных поделок, поделок из бересты. Пока болтались от прилавка к прилавку – змерзли как цуцыки. Купили у бабульки вкуснейшие горячие кулебяки и рванули греться в машину.

Через полчаса мы были готовы осматривать достопримечательности!

Немного оттаяв, мы направили свои стопы в Кремль. От Торговых рядов идти минут 5. По дороге поглядели на часть земляного вала и земляного же рва. Может быть раньше эти земляные сооружения и существовали для защиты от вражеских набегов. Сейчас же они служат для развлечения ребятни. Здесь дают напрокат надувные круги, и катайся себе с крутых горок на здоровье. По организации развлечение очень напоминает аквапарк, в котором мы недавно были. Отличается только температура аттракциона. Плюс 27 там против минус 25 здесь.

Белые стены Кремля на девственно белом снегу. Красотища. Внутри – музей. Музей истории города, истории Руси. Больше всего мне понравился кусочек моей истории. Класс с партами, за которыми сидела я в начальной школе, моя мама, а, судя по тому, что здесь такой класс относится по времени к предпоследнему столетию прошлого тысячелетия (конец 19 века), то и мои пра-бабушки и пра-дедушки списывали друг у друга за такими партами. А теперь мой сын подивился на них. Необычно – Иорданская сень. Очень красивая деревянная беседка, в Крещение ее ставят над прорубью, сделанной в виде креста.

А еще – зал с иконами, зал с различной утварью, да в принципе – все залы музея надо смотреть. А Рождественский Собор. Он уже не действует. Это тоже музей. Но какой же это Храм. Настенная роспись. Расписанные потолки. Церковная утварь. Все это можно рассматривать часами. Эх! Кабы не мороз в 25 градусов. Деревянная церковь из села Глотово на территории Кремля совершенно не лишняя. Говорят – построена без единого гвоздя.

Следующая остановка – Свято-Покровский монастырь. Женский действующий монастырь. Красивый, белый-белый. Какое спокойствие и умиротворение окружает тебя здесь. Зашли в зачатьевскую церковь. Поставили свечки. Помолились. Продолжили свой путь дальше.

При планировании этой поездке нашла на одном из сайтов экскурсионный маршрут по городу. Маршрут, рассчитанный на один день. Ему-то мы и следовали. Ну да. Только из головы как-то вылетело, что маршрут пешеходный.

В общем, следуя рекомендациям, мы отправились на машине к следующему пункту нашего путешествия. Спасо-Ефимиеву мужскому монастырю. Ага, тот мостик, по которому рекомендовалось перебраться через речку Каменку от женского к мужскому монастырю, явно не был предназначен для машин. Так что мы опять слегка заблудились и покатались по накатанным снежным улочкам города-сказки.

Спасо-Ефимиев монастырь уже и не монастырь вовсе. Это крепость-музей. И в этом музее нужно смотреть все. И здесь мне понравилось даже больше, чем в Кремле. Смотреть надо экспозицию, посвященную Дмитрию Пожарскому. В монастыре было захоронение его семьи. Зачем надо было разрушать это захоронение в наше время?

Смотреть надо музей реставрации. Если повезет, можно увидеть реставраторов за работой. Нам повезло только на одного реставратора. Очень-очень интересно.

Смотреть надо золотую кладовую. Сколько здесь украшений, сколько здесь церковной утвари и церковной одежды, сколько здесь икон в красивых окладах.

Смотреть надо тюрьму. Если в Спасо-Покровском монастыре заточали женщин царского рода и знатных семей, то здесь тюрьма была мужская и политическая. И в 18 веке и в 20-м.

Смотреть надо обязательно Свято-Преображенский Собор. Главный храм монастыря. Росписи на стенах и потолке в пастельных тонах. Архитектура здания. Можно ходить и гладить стены бесконечно. Они как шелковые. От храма нас оторвал колокольный звон. Здесь есть звонница, здесь в определенное время можно послушать колокольный звон. На звонницу можно подняться.

Зимний день короток. Мы не посмотрели Ризположенский монастырь, мы проехали мимо Александровского монастыря и не зашли в него. Мы не съездили в Кидекшу полюбоваться церковью Бориса и Глеба. Но зато мы провели солнечный морозный день в сказке. И очень хочется эту сказку прочитать еще раз. Прочитать более внимательно, прочитать те места, по которым пробежались, почти не останавливаясь, и те места, которые просто пропустили из-за невнимательности или нехватки времени.

А еще хочется читать эту сказочную книгу дальше. И я не представляю, о чем будет следующая сказка и когда она начнется. Но уверена, что эта книга, книга про нашу историю, рассказанную «очевидцами» древних событий, будет самым увлекательным чтивом с тех времен, когда я зачитывалась книжками Майн Рида.