Углич: за стрелками часов (часть 2)


121 из 242 считают этот отзыв полезным

Время отдыха: ноябрь 2009 - Автор: Эна Ярославль - Опубликовано: 02 February 2010
Содержание: Часть 1 | Часть 2 | Часть 3
Углич - намоленный город

Так необычно назвала свой город местная жительница, у которой мы спрашивали дорогу до одной из церквей. Она нам рассказала, что раньше, если посмотреть на Углич с возвышения, то город пестрел куполами и сиял позолотой крестов. К сожалению, от былого величия сохранилось не так уж много – несколько церквей и три монастыря. Радует, что многие храмы отреставрированы, на некоторых с разной степенью активности еще ведутся работы. Православная жизнь Углича бойко восстанавливается. За 1,5 дня нашего путешествия мы посетили практически все святыни Углича – намоленного города.

Казанская церковь. Успенская пл., 6. Построена в 1778. Она находится рядом с территорией Кремля, поэтому найти ее не составило труда. Очень изящная и, как все храмы Углича, красивая, яркая, похожая на свечу. Абрикосово-белое оформление делает церковь необыкновенно нежной, а стройная колокольня придает утонченность. Очень женственная церковь, если можно так выразиться. Нам посчастливилось попасть внутрь Казанского храма. Немного постояли, послушали службу и, конечно же, поставили свечу к иконе Казанской Богородицы, которую я считаю своей покровительницей.

Корсунская церковь, или храм Корсунской иконы Божией Матери. Ул. Нариманова, 5а. Построена в 1730 г. Эта церковь, наверное, запомнилась нам больше всего, хотя бы потому, что она располагалась близко от нашей гостиницы и в нее мы заходили несколько раз. В первый раз церковь оказалась закрытой, и мы лишь снаружи полюбовались ее богатым декором. Корсунская церковь выглядела очень нарядной и праздничной. Классический ладный храм был выполнен в бордово-белых тонах, тонкие шейки венчали густо-синие купола. Очень красиво!

Вечером того же дня мы снова подошли к Корсунской церкви. На этот раз попали на службу. Проникновенно пели на хорах, в храме пахло ладаном. Немногочисленные старушки-прихожанки тоненько подпевали, сухими пальчиками осеняя себя крестами. Трогательно выглядели эти бабушки в бедных одежках и ветхих платках, бережно поддерживаемые более молодыми прихожанками. Подновленный, красивый храм, издавна почитаем угличанами.

Мы поставили свечи, послушали службу. А на утро Корсунская церковь новь преподнесла нам сюрприз. Едва раздвинув занавески в нашем номере гостиницы «Углич», я увидела проглядывающую сквозь ноябрьскую хмарь бело-бордовую красоту. Туман постепенно рассеивался, и вот Корсунская церковь представилась перед нами во всей красе. Это было очень торжественное и красивое зрелище.

Храм Фрола и Лавра. Ул. Островского. Построен на берегу Волги в 1762 году на средства прихожан. Я читала, что этот храм не действующий, мало того, в нем располагается музей «Мир детства». Видела и фотографии церкви без куполов. Каким же было наше удивление, когда мы увидели церковь Фрола и Лавра в полной красе. Отреставрированный, высокий ярко-желтый храм с белым декором гордо нес новенькие купола на тонких шейках-барабанах и украшал опрятную угличскую набережную. К сожалению, церковь была закрыта, мы лишь сделали несколько фото. Всегда приятно видеть, что памятники старины восстанавливаются, вдвойне приятно, когда получают новую жизнь храмы. Молодцы, угличане, вернули своему городу еще одну прекрасную церковь!

Церковь Иоанна Предтечи «на Волге». Ул. Спасская. Была поострена в 1689 – 1690 гг. на деньги купца Никифора Чеполосова в память о погибшем сыне. Уже в XX веке реставраторами было обнаружено захоронение сына щедрого купца, Вани Чеполосова. Церковь выглядит классической, но вместе с тем, очень нарядной. Сочно-желтый храм украшен белыми узорами, его венчают зеленые чешуйчатые луковки. Украшением храма служит высокое крыльцо и ажурная колокольня, декорированная кокошниками. Очень красивая церковь, праздничная. Кстати, это заметил и замечательный художник Н. К. Рерих, изобразивший крыльцо храма в своей картине под названием «Углич». Но, к сожалению, она была закрыта в оба раза, когда мы к ней подходили.

Воскресенский монастырь. Ул. Спасская, 4. Это один из древнейших монастырей Углича, известный еще с конца XIV в. Позднее его деревянные постройки были перенесены с берега Волги вглубь территории. В 1674 – 1677 гг. был создан новый великолепный ансамбль монастыря. Обитель переживала и времена расцвета, и период упадка. Так, в 1764 г. монастырь упразднили, а грандиозный Воскресенский собор переименовали в приходскую церковь, а в период строительства ГЭС постройки обители едва не погибли от поднявшегося уровня воды. И только в 50-х гг. прошлого века начались восстановительные работы, был укреплен грунт, а в 1999 г. в стенах монастыря вновь начала действовать мужская обитель.

Воскресенский монастырь найти не трудно, он расположен в некотором отдалении от центра, напротив церкви Иоанна Предтечи «на Волге». За крепкими белыми стенами сохранились грандиозные постройки, на объектах ведутся реставрационные работы, и скоро Воскресенский монастырь порадует своей величественной красотой угличан и гостей города. Весь ансамбль выглядит торжественно и благородно, белоснежные храмы венчают серебряные луковки, общий фон разбавляют изумрудные крыши и башенки стен. Впечатляет!

К Воскресенскому монастырю подъехал автобус с паломниками и мы, опасаясь, что под вечер обитель может быть закрыта, быстренько присоединились к группе. Прошли на небольшую территорию монастыря, полюбовались величественным пятиглавым Воскресенским собором с приделами. Жаль, конечно, что собор был в лесах, но даже через строительные доски передавались красота и благородство этого храма. Через парадное крыльцо мы поднялись по широкой лестнице и через мощную каменную галерею прошли в Воскресенский собор.

Внутри храм казался не таким большим, беленьким, чистеньким. Росписи практически не сохранились, икон было не очень много. Началась служба, на которую, видимо, и приехали паломники. Осмотрев собор, мы решили не мешать людям и тихонько вышли из храма. На территории монастыря внимание привлекает интересная по архитектуре звонница. Уж больно она напоминает кремлевскую звонницу в Ростове Великом и в Борисоглебском монастыре. Не иначе, и здесь приложил свою руку гениальный Иона Сысоевич, автор знаменитого «архиерейского двора».

Оказалось, я не ошиблась. Ростовский митрополит принимал в Воскресенском монастыре постриг, а потом пожертвовал деньги на строительство обители и применил свой любимый стиль при строительстве звонницы. В ансамбль Воскресенского монастыря так же входят одноглавая церковь Марии Египетской, расположенная в звоннице, под ярусом звона, трапезная палата с церковью Одиитрии и часовая башня, находящаяся над ней.

Богоявленский монастырь. Ул. Ростовская. Этот женский монастырь был основан в XIV в. женой Дмитрия Донского княгиней Евдокией. Первоначально он располагался в Кремле. В Богоявленском монастыре была насильно пострижена в монахини Мария Нагая после гибели сына, царевича Дмитрия. Во время польско-литовского нашествия обитель была сожжена, восстановлена в 1620-х гг, а в 1664 г. перенесена на ул. Ростовскую, где мы видим ее и сейчас.

С посещения Богоявленского монастыря начался наш второй день пребывания в Угличе. Еще с Успенской площади мы видели грандиозный храм, привлекающий внимание. У монастыря отсутствует ограда, не совсем понятно, действует ли он в настоящее время, но на зданиях ведутся восстановительные работы. Монастырь, несомненно, очень интересен своей историей и архитектурой. В воскресенье погода окончательно испортилась, шел то дождь, то мокрый снег, но это не помешало нам полюбоваться древним ансамблем и внимательно осмотреть все храмы обители.

Самым интересным памятником монастыря и его первым каменным храмом считается Смоленская церковь, построенная в 1689 – 1700 гг. Она высокая, крепенькая, кирпично-красная, с белой отделкой и маленькими зелеными главками на толстеньких розовых шейках. Церковь выглядит обветшавшей, но белое квадратное крыльцо уже начали реставрировать. Мы даже зашли в храм, по ветхим деревянным ступеньками мимо груды строительного мусора поднялись наверх, но дверь в церковь оказалась запертой.

Федоровская церковь монастыря построена в 1818 г. Хотя сейчас церковь смотрится не слишком приглядно, видно, что некогда это был очень красивый храм. В изяществе линий угадывается стиль классицизм, компактный белый храм украшают колонны, а маленькие золотые главки на похожих на башенки шейках придают церкви аристократичный и утонченный вид. Настоящая столичная красавица! Я читала, что в Федоровской церкви сохранились фрески 1822 – 1824 гг. Сейчас храм, как и другие постройки монастыря, на реставрации.

Богоявленский собор – последняя и самая грандиозная постройка монастыря. Именно его, белоснежного гиганта с огромными приплюснутыми небесно-голубыми луковками на мощных барабанах, видно даже с Успенской площади. Собор впечатляет. Своим огромным размером, силой, торжественностью. Он будто плывет над городом, защищая его от напастей. Собор-рыцарь, собор-страж, собор-мужчина в женском монастыре. Мне он нравится своей мощью, белизной стен, сложным декором, кокошниками на фасадах и барабанах. Богоявленский собор похож на праздничный торт-безе. Очень красивый, очень торжественный.

Обширная территория монастыря, занимающая, кажется, целый квартал, сохранила кирпичные и деревянные постройки. Правда, из-за отсутствия стен теперь уже трудно определить границы территории, а в бывших кельях и настоятельских покоях живут обычные люди. Судьба монастыря в настоящее время мне не известна. Но, судя по работам (а Богоявленский собор уже полностью отреставрирован), вскоре монастырь вновь обретет былое величие и станет одним из главных украшений Углича.

Церковь Николы «на сухих прудах». Угол ул. Опарина и Февральской. Храм был построен в 1758 году. Сказать по правде, мы бы его ни за что не нашли. Уже успели привыкнуть к «новеньким» отреставрированным храмам Углича. Нашли улицу, поспрашивали местный народ. Отзывчивые угличане вертели наши карты, куда-то неопределенно показывали руками, но никто о таком храме даже не слышал. Помогла нам та самая милая женщина, которая назвала свой город намоленным. После недолгой беседы она поняла, что мы ищем, и сразу стало ясно, почему местные ничего не слышали об этом храме.

Оказалось, что церковь Николы «на сухих прудах» не действующая, сейчас в ней располагается реставрационная мастерская (хорошо, хоть не что-то другое), поэтому люди и воспринимают ее как здание, давшее кров реставраторам. Действительно, церковь обветшавшая, с облупленной штукатуркой, без куполов, утопающая в каких-то зарослях, выглядела более чем плачевно. Мы повздыхали, сделали один кадр и ушли, в душе надеясь, что и до Никольской церкви дойдут руки. Ведь, судя по состоянию остальных храмов, начало реставрационным работам положено. Как хочется в это верить!

Церковь Дмитрия «на поле». Ростовская ул., 60. Современная церковь была построена в 1798 – 1814 гг. Первоначально на этой окраине, месте прощания горожан с телом царевича Дмитрия, была срублена деревянная часовня, потом перестроенная в каменную церковь. Храм расположен далеко от центра города, но найти его не составляет труда. Церковь – настоящая красавица. Она насыщенно-персикового цвета, украшена белыми барельефами. На фасадах видны великолепные фрески, наверняка, отреставрированные.

Новенькую зеленую крышу венчают маленькие приплюснутые синие маковки. Торжественности и легкости элегантному храму добавляет простая стройная колокольня, завершающая парадный облик храма. В церкви Дмитрия «на поле» шла воскресная служба. Мы постояли тихонько в сторонке, поставили свечи. Народу было много, на хорах очень приятно пели. Было видно, что Дмитриевская церковь пользуется популярностью у жителей этого отдаленного района. У доброжелательной старушки в церковной лавочке мы купили ладанки и колечко.

И еще. Выйдя из храма, мы повстречали забавного щенка овчарки, с которым муж тут же принялся играть. Что интересно, никто из прихожан не знал, чья это собака и все дивились, откуда малыш мог появиться. А задорный щенок, весело махнув хвостом, вдруг куда-то убежал по своим неотложным делам. А у нас осталось такое позитивное и радостное чувство от нарядной церкви Дмитрия «на поле» и от этой необычной встречи.

Алексеевский монастырь. Ул. Шаркова, 27. Самая древняя обитель Углича. Монастырь был основан в 1371 г. иноком Адрианом, по указанию московского митрополита всея Руси Алексия, на месте языческого капища. Долгое время постройки обители были деревянными. В 1608 – 1612 гг. в стенах монастыря жители Углича скрывались от польско-литовских интервентов. Долгое время отважные горожане держали осаду, и когда захватчики все-таки прорвались в монастырь, в стенах обители не осталось ни одного живого человека.

В память об этом печальном событии в 1628 г. была построена Успенская церковь, называемая в народе «Дивной». Позднее, в 1681 г., территорию монастыря дополнила еще одна церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По некоторым данным, монастырь пользовался благосклонностью царских особ, которые посещали его. После революции обитель оказалась в запустении, и только восстановительные работы в 50-х гг. помогли спасти этот уникальный комплекс. Сейчас Алексеевский женский монастырь снова действующий.

Алексеевский монастырь мы планировали посетить в первый день, без особого труда нашли его, но вот вход обнаружили не сразу. Я-то сразу поняла, в какую надо идти сторону, но муж упрямо повел меня в противоположную. В результате походили около крепких стен обители, а внутрь попали только на следующий день, уже в конце нашего путешествия. Так что, ищите вход по Успенской церкви, он находится возле нее!

Территория монастыря просторная, но не особо ухоженная. Возможно, так показалось из-за ноябрьской хмари. Честно сказать, знаменитая Успенская «Дивная» церковь не произвела сильного впечатления. Возможно, впечатление подпортил слегка обветшалый вид храма с облупленной штукатуркой. Церковь белая, необычная, похожая на свечку, с тремя серыми главками на шейках-башенках. Очень нетипичная. Хотя подходит к тому событию, по случаю которого ее основали. Такая заупокойная свеча по погибшим в стенах монастыря горожанам. Мне подумалось, что название «Дивная» Успенская церковь получила не из-за своей какой-то особой красоты, а по необычности формы. Смотрели на нее горожане и дивились.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи выглядела нарядной. Желто-белая, с крупными зелеными луковками и парадным крыльцом. Очень позитивная церковь. Правда, нуждается в реставрации. Особенно жалко было изразцы, вместо которых сейчас лишь пустые места.

В целом, монастырь интересный, прежде всего, с историко-архитектурной точки зрения. Но какой-то запущенный. Народа в нем мы не видели. Но, надеемся, что обитель будет восстановлена, облагорожена и займет достойное место в ожерелье православных святынь Углича.

Часовня-памятник «Защитникам Отечества во все времена». Она была построена в 2004 г. в память об угличанах, погибших во всех войнах, защищая свое Отечество. Гуляя по городу мы как-то постоянно возвращались к этой часовенке, построенной в местной Аллее Славы около Кремля. Часовенка небольшая, лаконичная, очень симпатичная, по форме напоминает шатер. А вечером в лучах подсветки выглядит, словно сказочный фонарик. Нам она очень понравилась.

УГЛИЧ – ГОРОД УДИВИТЕЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Угличские музеи – это отдельная тема. Кто бы мог подумать, что в маленьком провинциальном городке чудесным образом сосредоточится сразу несколько необычных и интересных частных музеев. Богата угличская земля талантами. Все музеи небольшие, компактные, но с богатыми коллекциями. Знакомится с ними приятно и увлекательно. Мы снова обращаемся к нашим волшебным часам. Переводя стрелки, окунаемся в водоворот времени, узнаем о древнеславянских верованиях, побываем в 19 веке и вновь вернемся в век 21 с его новыми технологиями и удивительными возможностями.

Музей «Мир детства XVIII – XIX веков». Кремль, Спасо-преображенский собор. Вход – 30 руб.

Здесь игрушки и одежка,
Есть учебники, сапожки.
Городскую, сельскую
Увидите вы детскую.
Безусловно, интересно
Побывать в музее детства.

Будьте внимательны, музей сейчас располагается именно здесь, а не в храме Фрола и Лавра, как раньше. Однако в некоторых путеводителях и на сайтах еще встречается устаревшая информация. Не исключаю, что в будущем музей переместится еще куда-нибудь.

Рассматривая фрески Спасо-Преображенского собора, я увидела небольшую дверку и надпись «Музей «Мир детства XVIII – XIX веков», о котором читала и где мечтала побывать. Тут же спросила у смотрительниц, как туда можно попасть. Добрые тетушки ответили, что музей частный, работает вроде как с 11, но хозяйка экспозиции может прийти в любое время, а может вообще не появиться. Я была готова ждать, сколько угодно, но тут вдруг славный город царевича Дмитрия преподнес мне приятный сюрприз. В Спасо-Преображенский собор вошла женщина, которая и оказалась смотрительницей музея. Я была так рада!

Обожаю детские вещички и игрушки, особенно старинные или необычные. А в этом музее была собрана великолепная коллекция! Что важно – все можно было потрогать, прикоснуться к истории. Снова завертелись стрелки часов, унося меня в давние времена. И ведь все эти предметы, бережно собранные по городам и весям, настоящие, хранящие в себе отпечаток прошлого. Именно их касались теплые детские ладошки наших бабушек и дедушек.

Все здесь настоящее, живое! Смотрительница проводит очень интересную экскурсию. А т. к. я немного знакома с этой тематикой, то у нас получается замечательный и увлекательный диалог, мы дополняем друг друга, мило общаемся, делимся знаниями и впечатлениями. Смотрительница – прекрасная женщина, добрая, отзывчивая, знающая и любящая свое дело, с ней безумно интересно общаться!

Вот парта и учебники. Чернила, тяжелые ранцы, пухлые книжки. Чему учили раньше школяров? А все тому же, правописанию и арифметике. Открываю решебник и читаю задачу про скорость паровоза и лошади. На что не люблю точные науки, а такие задачки сама бы с удовольствием стала решать!

А здесь детская в доме зажиточного горожанина – уютная кроватка, множество игрушек. Такие интересные зверушки и лошадка на колесиках. Представляю, какое замечательное детство было у этого малыша в окружении заботливого папы и элегантной мамочки!

Напротив – угол деревенской избы. Крестьянские дети были не избалованы заботой и лаской. Нехитрые интерьеры, деревянная лавка, поперек которой учили проказников, маленькая прялка, за которую сажали едва подросших девочек. На игры и забавы совсем не оставалось времени, рано взрослели крестьянские детки. Мальчики с малолетства помогали по хозяйству отцу, а 10-12-летние девочки, как моя бабушка, отдавались «в няньки» к зажиточным горожанам. В сельской детской представлены нехитрые игрушки – деревянные звери, тряпичные куклы без лица. А вот и люлька, где уставшие матери качали младенцев и одновременно пряли.

В экспозиции музея представлены детская обувь и одежка давних времен. Знаете ли вы, что маленькие туфельки подбивали деревянными гвоздиками? Я никак не могу выпустить из рук хорошенькие ботиночки из натуральной кожи, мягкие и очень удобные. Вот бы мне такие! Очень трогательно смотрятся младенческие чепчики, распашонки, простынки и прочие крестильные предметы.

Примечательно, что те же чепчики, в отличие от современной глупой штамповки, были выполнены в соответствии с анатомическими особенностями головки малыша. Т. е. не доставляли дискомфорт младенцу. А какие были ткани! Натуральные, добротные! А вот одежда для старших ребят. Очаровательные и модные в те времена матроски, элегантные платья для девочек. Я надолго замираю перед этим стендом, мечтая примерить всю эту красоту!

Дальше в музее представлена светская и православная литература для детей, которую можно приобрести. Такие добрые и красивые книжки. Был бы у меня малыш, точно бы купила:). Еще понравились старинные фантики. Ну, кто в детстве не собирал обертки от конфет, не обменивал парные на другие, более интересные? Лично у меня была такая коллекция:).

Последний стенд – это фотографии прошлых лет. Мы со смотрительницей долго не можем отойти от него, всматриваемся в серьезные детские личики, обсуждаем. На многих детках модные матроски, некоторые запечатлены на деревянных лошадках – символе детского благополучия тех времен. Одинаковые стрижки делают похожими девочек и мальчиков. А одна трехлетняя девочка на фото ужасно напоминает меня в детстве, ну, просто точная копия.

От стенда невозможно оторваться! И еще мне интересно, как сложилась судьба этих детишек, как они выросли, что с ними стало?.. Но наши чудесные часы вновь вернулись в настоящее время, из музея пора уходить, а старинные фотографии ничего не смогут сказать о судьбе запечатленных на них детишек. Может, это и к лучшему? Ведь всегда должна оставаться какая-то тайна…

Музей городского быта. Успенская площадь, д. 5, телефон: (48532) 2-44-14, время работы: 9.00-17.00 (ежедневно). Вход – 50 руб.

Быт провинции галантный,
Время шляп и кринолинов.
Хоть на миг попасть приятно
В дом купеческий, старинный.

Музей городского быта расположен в здании бывшей угличской городской публичной библиотеки, созданной по инициативе Н. Д. Евреинова. Симпатичный домик был построен во второй половине XIX века. Он очень нарядный и веселенький, ярко-желтый, обильно украшенный белоснежным кружевом искусной резьбы, декорированный изящными кокошниками. Музей мы посещаем сразу после знакомства с экспозицией Кремля.

Музей городского быта интересный, но чисто женский. При входе пестреют афишки и плакаты, иллюстрирующие жизнь XIX века. В самой экспозиции особенно понравились очаровательные шляпки и старинные платья, которые так хотелось примерить. Было интересно взглянуть на купеческие интерьеры, представляющие дом угличанина со средним достатком, ознакомится с кабинетом хозяина и комнатой хозяйки, гостиной, столовой, светелкой горничной. В каждом уголке купеческого дома была старинная мебель, посуда, прочие предметы быта, красивые, отлично сохранившиеся и дышащие галантной стариной.

Мое внимание привлекли старинные зеркала (в них так хотелось посмотреться!), хрупкие чайные сервизы (ах, попить бы из них чайку вприкуску с белоснежным рафинадом!) и просто очаровательная швейная машинка (подумать только, на ней можно было сшить такие потрясающие наряды!). На первом этаже была оборудована чайная XIX века с залихвацкой стойкой с напитками и широкими дубовыми столами. Здесь же продавались сувениры. Хороший музей, интересный, особенно такой романтической барышне, как я.

Но. Все портит отношение персонала. Никакую экскурсию по музею не проводят. Правда, говорят, если, что интересно – спрашивайте. Мне многое было интересно, я даже задала три несложных вопроса (дальше просто поняла, что это бесполезное занятие), на которые не получила ни одного вразумительного ответа. Смотрительницы вели себя так, будто хотели сказать: «Ну и что вы сюда приперлись, да еще в выходной с утра? Ходите тут, чай пить мешаете…». Напрягало, что ходили по пятам (ладно бы, если при этом хоть что-то рассказывали) и постоянно говорили, чтобы ничего не трогала руками (хотя такого и в мыслях не было!).

И еще. Едва войдя в музей, я вдруг обнаружила, что, как обычно, потеряла перчатку. Муж, которому «весь этот дамский купеческий быт» был не слишком интересен, тут же вызвался пойти ее поискать, пока я знакомлюсь с экспозицией. Он купил мне билет, и тут смотрительницы, поняв, что он не собирается знакомиться с музейной коллекцией, буквально вытолкали его из помещения, демонстративно захлопнули входную дверь и даже запретили смотреть на афишки в предбаннике. Согласитесь, поведение весьма странное.

Конечно, нелепо ожидать, чтобы мужчина восторгался кринолинами и фарфором, но еще более дико грубо выставлять человека из-за того, что он не собирается посещать экспозицию, а всего лишь платит за входной билет жены. Было очень неприятно. Кстати, позднее я прочитала, что в музее городского быта можно было сфотографироваться в старинном платье. Надо ли говорить, что мне это даже не предложили. Так что, музей сам по себе хороший, но будьте готовы к агрессии и халатности персонала.

Музей-галерея кукол. Ул. О. Берггольц, д.1/2, телефон: (48532) 2-30-75, сайт http://uglichkukla.narod.ru. Вход – 50 руб., фото – 50 руб.

В этой чудной галерее
Столько самых разных кукол:
Зодиаки, пупсы, феи…
А Софи надула губы.

Музей-галерея кукол – это мечта каждой девочки! Попав туда, начинаешь ощущать себя снова маленькой и с горящими глазами перебегать от одной игрушки к другой, а там их так много!

Музей очень компактный, но богато заселенный разнообразными куклами и прочими игрушками. Экскурсовод – милая, компетентная женщина, проводящая интересную и познавательную экскурсию по экспонатам музея, охотно отвечающая на все вопросы, дающая дельные советы. Очень понравилось, что за фотосъемку деньги взяли не сразу, а сначала предложили посмотреть, послушать экскурсию, а если заинтересует, то и поснимать. Надо ли говорить, что фотоаппаратом я щелкала долго и усиленно (благо, хватило батареек), все никак не могла налюбоваться умненькими личиками кукол. Равнодушным к этому музею может быть только черствый человек с пустым сердцем!

Автор всей этой пестрой братии – Ольга Павлычева. Талантливый, умный, увлеченный, не равнодушный, просто замечательный человек, настоящая умничка, способная радовать своим творчеством других. Она изготавливает своих кукол из папье-маше, ткани и прочих материалов, сама придумывает дизайн и изготавливает очаровательную одежку. Кстати, продолжение экспозиции можно увидеть в Мышкине.

В музее представлены совершено разнообразные куклы: это и нежные барышни в старинных нарядах, и веселые крестьянские детки, озорные школьницы и забавные клоуны, малыши в костюмах зверят, хрупкие феи. А еще различные медвежата. И потрясающая коллекция мышей, подготовленная Ольгой к одноименному году. И чудесные маленькие домики. И потрясающие картины, выполненные в технике изонити. И изумительная коллекция кукол «12 месяцев», в разных одежках, соответствующих сезону. Я нашла свой «зодиак», что же, правда, похож на меня:).

С первого взгляда меня очаровала кукла Анита – такая серьезная девочка в дворянском наряде и с косичками. Конечно, центральный экспонат – Софи. Или, второе название работы «Я обиделась». Выражение и поза куклы полностью соответствуют обиженному ребенку. Это просто шедевр. Забавны куклы Озорница и шаловливый Поваренок. Понравилась Снегурочка – пухленькая девочка в нарядном платьице, капоре и с веснушками. Заставили улыбнуться два маленьких деревенских пастушка – такая славная парочка.

Очень впечатлила композиция «Деревенские посиделки», где куклы представлены в народных костюмах. Я даже сфотографировалась на фоне их, хотя своими круглыми щеками сама напоминала куклу:). Трудно перечислять и говорить, что понравилось, потому что понравилось все! Это такие изумительные работы, видно, что в каждую игрушку вложена душа. Все они великолепны и заслуживают отдельного внимания.

И еще. Здесь невольно начинаешь верить в чудеса. В детстве у меня была любимая книжка В. К. Хохлова «Тайна малиновой воды». В этой сказке игрушки волшебным образом оживали, лишь только люди покидали детскую. Так и в галерее кукол, создавалось впечатление, что стоит лишь на минутку прикрыть дверь, как куклы начнут жить своей жизнью, общаться, бегать, спорить, играть.

Музей Истории русской водки. Ул. О. Берггольц, д. 3, телефон: (48532) 2-35-58, 4-13-19. Вход 50 руб.

Русский хмель, конечно, любит,
Но чтоб пить – нужна сноровка.
Кто здесь был – тот не забудет,
Чем известна наша водка.

Музей был открыт в августе 1998 года. Его цель – представить все сорта горячительного напитка, выпускаемого ликеро-водочными заводами России, сформировать грамотное отношение к употреблению алкогольных напитков и привить «культуру пития», что нашим гражданам совершенно необходимо.

В музей Истории русской водки ходил муж, т. к. мне эта тематика совершенно не близка и не слишком интересна (я в это время восторгалась куклами в соседнем музее). Сказал, что вроде понравилось, но ведь из мужчин невозможно вытянуть что-либо мало-мальски вразумительное:). Думаю, музей на любителя, но достоин внимания хотя бы потому, что люди старались, собирали коллекцию, формировали фонды. Для общего развития можно зайти, полюбопытствовать. В стоимость билета входит посещение экспозиции, коротенькая лекция об истории водки и дегустация медовухи.

В залах музея можно ознакомиться с обширной коллекцией алкоголя, узнать о жизни и работе «водочного короля» – П. А. Смирнова. В музее также представлены предметы старины с алкогольной тематикой: самогонные аппараты, первая механизированная машина по розливу горячительных напитков, питейная посуда, многочисленные бутылки, бутыли и бочонки, наклейки и этикетки дореволюционного и советского периодов. Девиз музея: «Только водка из России – настоящая русская водка!». Кстати, при музее есть отличная лавочка.

При этом уделять внимание надо не многочисленным бутылкам с алкоголем (напитки вдвое дороже, чем в обычных магазинах), а сувенирной продукции, открыткам, литературе, дискам. Там очень приличный выбор. Узнав об этом, я тут же потребовала вновь вернуться в водочный музей, что мы и сделали буквально перед отъездом. Я купила себе на память тоненький буклетик про музей Истории русской водки за 20 руб. (вот будто бы и посещала:)).

А еще отхватила пятичасовой DVD-диск с фильмами-экскурсиями по 13 городам Золотого кольца (450 руб.). За ним я гонялась еще в нашем Ярославле! Так что, если нужны хорошие и интересные сувениры и подарки, то вам сюда. Читайте, граждане, просвещайтесь, и не злоупотребляйте:). Ваше здоровье!

Музей тюремного искусства «Запретная зона». Ул. О. Берггольц, 1/2, телефон: (48532) 2-30-75. Вход – 50 руб., фото – 50 руб.

Годы длятся за запреткой
Долго-долго для сидельцев,
Но, открыв талант, нередко
Превращаются в умельцев.

Музей просто замечательный, необычный, увлекательный. Особенно интересно было мне, человеку с юридическим образованием, и страстной поклоннице шансона. Да и мужу, слушающему Михаила Круга, Александра Яковлевича Розенбаума, Ивана Кучина, Гарика Кричевского и многих других, этот музей из всех угличских экспозиций понравился больше всего.

Музей тюремного искусства основан местным энтузиастом, молодым адвокатом Михаилом Викторовичем Лотковым. Сразу видно, что это человек не безразличный, преданный своему делу. Я не перестаю раздаривать комплименты всем этим удивительным угличанам, способным организовать такие чудесные музеи.

Смотрительница-экскурсовод – такая колоритная дама, приправляющая лекцию перчеными словечками «на фене». Жаргон мы понимаем неплохо (а вы думали, чему учат юристов:)?). Хотя, на самом деле, это всего лишь необходимый антураж. Поверьте, настоящих зэков даже я не могу понять, проверено. Экскурсовод отлично поставленным голосом ведет повествование об экспозиции, знакомит с тонкостями тюремной жизни и приглашает нас в камеру. Мы послушно закладываем руки за спину и следуем в «романтическую обитель». Камера впечатляет. Особенно слова, что в этом мизерном помещении зачастую «ждут звонка» до 15 заключенных. Спать приходится по очереди. А для некоторого контингента весь срок так и проходит стоя. Ну, кто еще желает своровать шоколадку в супермаркете:)?

В камере все вещи настоящие, т. е уже «отмотавшие срок на зоне». Здесь и нары с постельным бельем, одежка ЗК, стол, лавка, санузел (т. е. параша, или, как ее любезно величают зэки – Прасковья Ивановна). Это в вагоне поезда самые безопасные места у туалета, а здесь самые «отстойные», т. е. непрезентабельные. Картину дополняют две восковые фигуры заключенных в форменной робе «в полосочку». Один, довольный жизнью, веселый и приблатненный, сидит на шконке (нарах).

По татуировке-перстню на среднем пальце я признаю в нем авторитета. Второй – щупленький, похожий на узбека, имеющий за плечами не одну ходку, но к старости раскаявшийся. Он сидит перед иконками, и опять вспоминается Михаил Круг: «…крест коли, чтоб я забрал с собой избавленье, но не покаяние….». Этот ЗК мне особенно нравится, я пристально разглядываю его и восторгаюсь: «Ах, какие у него реснички!».

Мы присаживаемся на шконку, ощупываем камеру. Для двоих – ничего, муж даже в шутку интересуется, нельзя ли нам здесь переночевать? Всю «малину» «портит» рассказ экскурсовода о стенах камеры. Все-таки не зря они такие толстые и бугристые. Оказывается, это сделано для того, чтобы ЗК не перестукивались и не подавали других сигналов. Зато потом эти стены в темницах были сплошь покрыты тараканами, отсюда и их название «шуба». Кажется, такие стены уже перестали строить, но «усатые друзья» на зонах остались.

В «Запретной зоне» представлены изумительные вещи, выполненные руками «сидельцев-умельцев» и изъятые в колониях при шмоне (обыске). Все они подлинные, и, глядя на них, начинаешь понимать, какие таланты тянут срок за решкой. Экспонаты выполнены из подручных материалов или запретных вещей, незаконно пересылаемых на зону. Помимо типичных металла, дерева и пластмассы, здесь есть уникальные вещи, выполненные из различных материалов. Например, четки из хлеба, игральные карты из газет.

Очень впечатлили «марочки» - картины, нарисованные на простынях. Особо запала одна – портрет дочери одного заключенного. Гениально! Мужу понравилась коллекция самодельного оружия, такие жутковатые на вид заточки, перья и финки. Я обратила внимание на профессионально выполненные резные шахматы и полированный шахматный столик. Экскурсовод пояснила, что, вероятно, эти вещи изготавливались с согласия администрации колонии.

После осмотра экспозиции мы мило пообщались с замечательной женщиной-экскурсоводом. Приятно, что она оказалась «в теме», охотно и грамотно отвечала на все вопросы. Оказывается, в Угличе тоже есть зона, да при этом, на территории города. Хотя, конечно, я должна была об этом знать, не зря же сдавала «уголово-исполнительное право», причем на «отлично». Даже стыдно стало. А у нас в городе тоже есть две колонии, кстати. В общем, диалог оказался весьма плодотворным.

В местной лавочке не очень много сувениров. И, конечно, они сделаны руками не зэков, а мастерами какой-то фирмы. Мы купили на память деревянный брелочек с изображением «сидельца». Как можно забыть такой потрясающий музей! Еще здесь представлены отличные сборники шансона. Мне особенно понравился один диск с коллекцией альбомов Михаила Круга. Если бы у меня не было подобного, точно бы купила. При этом, покупки совершенно не навязывались. Кстати, это вообще отличительная особенность Углича, никто никого не завлекает.

Общее впечатление о музее – только положительное. Никакого гнетущего чувства я не испытала. Очень явно чувствовалось, что это все-таки музей, как бы несерьезно, не по-настоящему. Может, сказалось мое образование. Я-то представляю, как там на самом деле. Помниться, в Санкт-Петербурге у меня была мечта увидеть Кресты. Нашли, увидели. Там, вроде, даже музей был. Но меня сопровождало такое подавляющее чувство, над зданием питерской тюрьмы кружил такой плотный негатив, что я не смогла даже перейти дорогу (здание располагалось на Арсенальной набережной), а уж тем более подойти к воротам зоны.

Или недавняя поездка в Коровницкую слободу в нашем Ярославле. Там красивый храмовый комплекс, а рядом – зона. Видели и стену с колючкой, и зарешеченные окна, и жилой дом рядом с корпусом колонии, и ворота, как в песне «у каких ворот откроют замки, и каких петель несмазанный скрип…». Знаете, даже церкви не защищают это место. Там страшно, неуютно, некомфортно. Оттуда хочется бежать. При этом, наши провинциальные Коровники ничуть не уступают крутым питерским Крестам (хотя, в
Считаете ли вы этот отзыв полезным? Да Нет

Комментарии

Нет комментарий.

Оставить комментарий





Реклама
rusrek.com: Госпожя Еля 718 934-4795 rusrek.com: Дерматология Марина Винарская rusrek.com: Требуются кассиры (412) 867-8440 rusrek.com: Alan Levin - 718 834-8558\n1173-193
rusrek.com: LLP - (718) 275-3660 rusrek.com: GC Trans Holding Hiring (847) 749-6424 (224) 210-1835 rusrek.com: Always Home Care - 1068-100 -  (718) 843-8430 rusrek.com: Госпожя Еля 718 934-4795
Отзывы по Россия
Курорты
Типа отдыха
rusrek.com: Brooklyn MedCare 718 645-0300 1182-58 rusrek.com: RE Майами 323-620-9908 954-536-9231
rusrek.com: Home care 702-164 - (718) 377-7077 rusrek.com: 918 Mermaid spa (347) 462-2166